Любой очаковец может очень многое рассказать об особой, для многих, таинственной, жизни порта. Бродя по уютным улочкам, мы могли слышать его загадочный голос: хриплые гудки судов, работу портальных кранов. И не обязательно нужно было куда-то ехать. Почти весь город ходилловить бычков только в порты.Очакову,расположенному на таком месте, судьбой было предназначено быть городом-портом.Но почему-то волею власть имущих, за многолетнюю свою историю он таким не стал. Послевзятия крепости годы запустения (на пути невсталаОдесса).Первым построили пристань впоследствии это наш «главный» порт (порто-пункт Очаков Николаевско-го морского торгового порта). Очаков имел таможню,лоцманскую службу, карантинный причал. До войныпоявился рыбзавод со своим «ковшом» (до сих пор накартахзначится как рыбный порт). Самый большой по акватории - военный порт. А в 80-х годах, благодаря строительству дамбы, мы получили порт гидроузла. Итак, наш 15-ти тысячный Очаков имеет 4 порта. Громко. А по факту... Вспомним. В 1828 году на Черном море появился первый почтово-пассажирский пароход (на дровах) «Одесса», построенный на верфях Николаева. Он начал крейсировать между Одессой, Евпаторией и Ялтой.Для Очакова с его глубинами большинство судов для приема пассажиров останавливалось на рейде. В послевоенное время пароходы «И.Сусанин» и «Котовский» ходили из Херсона в Одессу. На рейде Очакова брали пассажиров. Очаковцы везли в Одессу рыбу, жители Кинбурнской косы овощи. «Котовский» шел в Одессу более 3-х часов. На нем был ресторан, и многие коротали время там. Остальные располагались на палубе. Обед их был нехитрым: очаковцы меняли копченую рыбу на помидоры тавричан - одна скумбрия на два помидора. Запах стоял еще тот. Эх, было время и цены. В 70-80-е годы особой маркой нашего города были суда на подводных крыльях - «Кометы», «Колхиды», «Вихри», «Метеоры». Навигация для них начиналась с мая и продолжалась до поздней осени. В летний период кроме плановых рейсов, добавлялись рейсы для отдыхающих. В день доходило до 8 рейсов на Одессу. Всего 45 минут, и ть! в городе-герое. До 2000 года прогулочные катера НМТП были не только местом приятного времяпрепровождения в жаркие летние дни, но и выполняли роль пригородного транспорта. Например, круглый год можно было добраться из Очакова на Кинбурнскую косу. Многие должны помнить «Радугу», «ОМ-21». Сильное подорожание горючего и цен на билеты в начале 90-х годов привели к резкому падению спроса на перевозки вдоль нашего побережья. Кризис в Очакове наступил раньше мирового. Остановился рыбзавод. В военном порту число частников давно превышает количество военных кораблей. Исчезли суда и портальные краны в портопункте. Здесь гулок шаг. В пакгаузах пустых Нет пищи крысам. Только паутина Подернула углы. И голубиной Не видно стаи В улицах немых. Крик грузчиков на площадях затих. Нет кораблей,... Остается последний оплот наших портов - порт Очаков.
СВ. Кузнец, депутат горсовета
Огромное спасибо ПЛ. Куликову за предоставленный фотоматериал